И да, и нет. Например, исследования показывают, что, если немного изменить интерфейс социальной сети или мессенджера, пользователи начинают более ответственно относиться к тому, что они шерят.
Если после нажатия кнопки «Поделиться» перед глазами всплывали уведомления: «Помните, что это могут быть фейковые новости», «Я думаю, что эта новость верна» или «Подумайте, верна ли эта новость», люди начинали сомневаться, пытались проверить новость в других источниках и часто отказывались от репоста. Изменение интерфейса «уменьшает распространение поддельных новостей, увеличивает обмен реальными новостями и поддерживает общую вовлеченность на прежнем уровне», говорится в исследовании.
Если рядом с постом, которым поделился человек, появлялась надпись «Я считаю, что это правда», это давало тот же результат: количество репостов фейковых новостей снижалось.
Если просто напоминать людям, что перед тем, как сделать ретвит любой новости, им стоит остановиться и подумать, правда это или нет, они репостят меньше фейков: по крайней мере, в течение следующих 48 часов, в течение которых ученые продолжали наблюдать за их поведением в соцсетях.
Но есть люди, которые продолжат постить фейки в любом случае. Небольшойопрос пользователей Reddit, уличенных в репостах дезинформации, показал, что почти половина из них делает это сознательно: одни говорят, что таким образом надеются разоблачить фейки, спровоцировав дискуссию в комментариях, другие — делают это «для лулзов». Еще одна группа людей отказывается верить в то, что распространяет фейки: опровержения со стороны мэйнстримовых медиа или официальных органов лишь убеждают их в том, что эту информацию пытаются скрыть, поэтому распространять ее необходимо.